Фаундер, что для тебя бизнес?
Дмитрий Волошин
8.7.2020

Люблю задавать этот вопрос фаундерам. Часто слышу в ответ, что бизнес — лотерея. С крупными денежными призами. Эдакое «Поле чудес», где ты одновременно с натугой крутишь скрипучий барабан, думаешь о задаче и делаешь вид, что смеешься над плоскими шутками унылого ведущего. Цель — взять бабки и свалить. Чем больше бабок, тем успешнее делал бизнес. Это игроки, люди, имеющие свой адреналин на достигаторстве. Потом они выступают и пишут книги. Или начинают новую лотерею. Где призы побольше.

А бывает, что отвечают так: «Бизнес — это война». Все против всех, и нет пощады побежденным. Фаундер в этом случае видит себя Наполеоном. Стоит на пригорочке под Москвой, тычет Мюрату пальцем в грудь и приказывает во те полки двинуть в обход. Цель такого подхода — завоевать максимальное пространство. Деньги тут тоже важны, но уже не как результат, а как средство. Доля рынка, известность, объемы реализации продукта, количество клиентов — это метрики Наполеона. Они никогда не заканчивают войну. Потому что нет пределов экспансии. И количество противников не убывает.

Еще есть те, кто считают бизнес путешествием. Дорогой получения впечатления и опыта. Бывают паломники, первооткрыватели, бывают коллекционеры путешествий и те, кто путешествует из-за скуки. Натурально, есть эскаписты-путешественники, разочаровавшиеся в опыте жизни в больших городах-корпорациях. В зависимости от настройки нервной системы путешественники могут идти по дороге с улыбкой и со звериной серьезностью. Когда им надоедает путешествовать или кончается нервная система они становятся проводниками на маршрутах. Туристическими агентами и гидами мира бизнеса.

Лично мне ближе третий подход. Я уже давно стараюсь воспринимать все происходящие в смысле «Ух ты! Новая прикольная ситуация!» или «Ого! В такое я еще не попалал. Интересно, как из этого выйти?». Это позволяет как-то балансировать между вымораживающей постоянной готовностью к неприятностям и расслабленной ленью выгораний. Я думаю, что большинство наших ментальных проблем как раз из-за соревнований. За деньги, за клиента, за долю рынка. Победа часто дается сверхусилием, которое оплачивается здоровьем. Ну и главное: а что будет, когда победишь? А вот по дороге можно идти всю жизнь. Понимаете?